Заточка опасной бритвы и уход за ней: хонингование. Руководство для новичков по покупке японских природных заточных камней Очистка перед использованием

Для заточки опасной бритвы очень часто применяют синтетические камни. Эти камни должны умеренно держать форму, не давать обильной суспензии, иметь однородное зерно, не иметь плотных комков (агломератов). Оптимальный размер бруска для заточки опасных бритв от 50Х150мм, часто идут размеры около 60*180 и 70*200мм.

Этим характеристикам соответствуют японские точильные камни следующих производителей (и их серии): Super Stone, Cerax / New Cerax ,

Крайне нежелательно использовать для заточки опасных бритв следующие марки камней HATAMOTO, NAKATOMI и Taidea.

Для исправления геометрии бритвы, ремонта кромки и грубой заточки используют зерно от #400 до #600

Дальнейшая заточка как правило имеет следующую последовательность:

#1000 ⇒ #3000 ⇒ #5000 или #6000 ⇒ #8000 ⇒ #10000 , причем можно опустить из этого порядка #8000

Часто в отзывах о заточке бритв встречаются комбинированный #3000/1000 и комбинированный #3000/8000 . и универсальны и для нержавеющих сталей и для бритв с углеродистой стали, Super Stone отлично работают с бритвами из традиционных углеродистых сталей.

Очень часто многие практики переходят после камней 3000 грит к дальнейшей доводке на натуральных абразивных камнях: , «гусевских» ( и ) и других сланцах, . Эти камни долго считались лучшими для доводки бритв и назывались часто бритвенными камнями. Кто-то остается приверженцем синтетических абразивных камней при доводке бритвы. Каждый выбирает сам для себя те способы заточки и доводки, результаты и скорость работы на которых его больше устраивает. Есть мнение, что натуральные абразивные камни позволяют добиться более комфортного бритья нежели искусственные.

Работа на арканзасах и при доводке бритвы используется достаточно редко, в силу того, что рез после арканзасов слишком агрессивен и больше это подходит для ножей.

Минимальный набор камней для заточки бритв включает следующие зернистости #1000 ⇒ #3000 ⇒ #8000, дальше натуральный подходящий камень или #10000 — #12000

Кромка после Naniwa Super Stone с увеличением Х500, Х2000, Х3000

Не забывайте, что камни для заточки и доводки бритв обязательно должны быть , финишные должны иметь соответствующую шероховатость. На ребрах камней для заточки опасных бритв обязательно должен быть сделан радиус (около 1 мм) для того, чтобы не повредить кромку при прикладывании бритвы к камню и при снятии бритвы с камня. Достаточно лишь небольшого перекоса и при отсутствии радиуса на ребре камня Вы получите микроскол или замин, который окажется больше, чем зерно на котором Вы работаете. В таком случае Вам придется вернуться на пару шагов назад и поработать на более грубых абразивах, чтобы его исправить.

Хонингование – это абразивная обработка с использованием хонинговальных головок - хонов, позволяющая получить поверхности с высоким квалитетом точности.

Если вы купили уже отхонингованную бритву, эта статья вряд ли вас заинтересует. Кроме того, важно помнить, что хорошо заточенная бритва в среднем служит 2-3 месяца, но бывает, что некоторые умудряются пользоваться и полгода, и год. Ключевой принцип хонингования лезвия бритвы - лезвие должно лежать на абразиве плашмя и перемещаться острым краем вперед. Это действительно просто. Но в тоже время очень сложно.

Хонингование - это не простая заточка ножей. Прежде всего, необходим специальный абразив. Тут минимум три варианта.

Во-первых, водяной камень - их применяют для заточки инструмента в деревообработке. Бывают искусственные и натуральные. Обычно они содержат окись алюминия, керамику и карбид кремния. Его стоит обильно смочить водой. Придерживая бритву большим и указательным пальцами, нужно водить бритвой вдоль по камню.

Лучше использовать большой камень, на который помещается все лезвие целиком (а лучше с запасом 5 см), иначе придется выдерживать правильный угол заточки вручную. Важно чтобы к камню прижимались и кончик лезвия и гребень («позвоночник») бритвы. Дойдя до края камня, переверните бритву и теперь прижмите ее другой стороной.

Теперь обратным движением перемещайте ее к себе. Один проход в каждом направлении. В итоге движение выглядит так: от себя, перевернуть, к себе. Полный круг это один цикл заточки. Самое главное в процессе заточки - при ничтожной силе нажатия сохранять контакт бритвы с абразивом. Особенно важно, чтобы сила нажатия была одинакова при проходах с обеих сторон бритвы - так кончик лезвия получится ровным. Если не хотите поцарапать гребень бритвы, то стоит заклеить его обычный изолентой.

Второй способ - это старомодные керамические хоны (оселки). Такие часто называют «стержнем мясника». Их можно попробовать купить на eBay или использовать алмазные отечественные. Они нежнее водяного камня и могут использовать для подводки лезвия. Можно точить насухую или смочить водой. Обычно такие оселки маленькие, но они дают превосходный результат.

Третий путь - мелкоабразивная крошка или наждачная бумага. Абразивы требуют частой замены, но зато обходятся довольно дешево.

Конечно, есть и комплексный «русский вариант»: сначала точить на мелкодисперсном камне для ножей, затем на поверхности из мельчайшей алмазной крошки, затем на ремень (от специального парикмахерского, до обычного офицерского) - нанести пасту (от пасты ГОИ, до дорогих импортных) и на гладкой поверхности ремня шлифовать до одурения.

Теперь о самом процессе. Как понять, когда заточка окончена? Для новичка это непросто. Сталь пластична, и довольно легко в процессе заточки получить зазубрины, изгиб кромки лезвия или даже изломы. Поэтому не стоит увлекаться процессом. Лучший подход - заточить, попробовать побриться, заточить еще.

Можно пробовать на волосах левого предплечья - они менее жесткие, чем на бороде. Если бритва идет ровно и не противится - она готова для бритья.

Для тех, кто подходит к процессу заточки как к научной работе - можно контролировать процесс заточки под микроскопом. Ручной микроскоп с 10-кратным увеличением стоит недорого, но к сожалению под ним трудно рассмотреть саму кромку лезвия. Микроскоп с 10..60-кратным увеличением, работающий на батарейках, дает лучший результат. Но на максимальном увеличении чересчур страдает качество. Идеальным вариантом будет профессиональный платформенный микроскоп с USB подключением к компьютеру. Но, конечно, самый лучший способ контроля степени заточки - просто почувствовать её.

Что делать, если лезвие переточено? Обычно в этом случае применяют обратное хонингование: по неподвижному лезвию водят бруском. Если бритва правильно и аккуратно заточена, то ей можно пользоваться несколько месяцев до следующей заточки.

Камень для заточки опасной бритвы в нашем каталоге

Заточка опасной бритвы - это не менее увлекательный процесс использования этого инструмента, чем само бритье. Если вы научитесь точить опасную бритву, вам будет под силу справиться с любым режущим предметом. Потому такой навык стоит приобрести каждому мужчине.

Для того чтобы наточить опасную бритву, применяются различные камни. Как бы вам ни хотелось сэкономить, придется потратиться на несколько экземпляров, использовать которые вы будете поочередно каждый раз. Сегодня часто применяют синтетические камни для опасных бритв, купить которые вы можете в нашем и аксессуаров к ним.

Купить камни для опасных бритв в магазине сайт

Наш интернет-магазин является специализированным магазином опасных бритв и аксессуаров. Мы работаем напрямую с производителями, а это значит, что у нас представлена только оригинальная продукция. В нашем большом каталоге вы можете купить камни для заточки опасных бритв, а также опасные бритвы от производителей с мировым именем: Solingen и Thiers Issard. Бритвы Золинген представлены в двух линейках. У нас вы можете и .

При должном уходе эти по-настоящему качественные бритвы прослужат вам не одно десятилетие. Чтобы бритье было комфортным и безопасным, вам нужно купить камень для заточки опасной бритвы и ремень для правки. Ниже мы расскажем, как правильно выбрать и использовать камень для опасной бритвы.

Выбираем камень для заточки опасной бритвы

Люди, которые совсем недавно приобрели опасную бритву, часто теряются в огромном предложении современного рынка и не могут выбрать подходящие камни для своего инструмента. Разные материалы, сечение, качество - действительно легко запутаться. Вашим выбором должны стать камни, которые отличаются следующими качествами.

1. Хороший камень для заточки опасной бритвы должен быть однородным. Внимательно посмотрите на его поверхность. Она должна быть идеально ровной визуально. Если вы наблюдаете на ней возвышения, или неоднородность, то лучше отказаться от такого камня.
2. Размер имеет значение! Лучше всего подойдут камни 150х50. Вы можете встретить на рынке и другие предложения: 60х180, 70х200 и др. Мы рекомендуем вам придерживаться оптимального размере, чтобы не переплачивать и затачивать свою опасную бритву с максимальным комфортом.
3. Оцените форму камня. Он должен быть ровным со всех сторон. Часто встречаются некачественные образцы, у которых ровной заявлена только одна сторона. Приготовьтесь к тому, что вы будете покупать действительно качественный камень.

Для полноценной и качественной заточки опасной бритвы вам потребуется несколько камней различной зернистости:
. #500;
. #1000;
. #3000;
. #5000;
. #6000;
. #8000;
. #10000.
Первый камень пригодится вам для исправления геометрии опасной бритвы, грубой обработки режущей кромки и ее ремонта. Дальнейшая заточка должна осуществляться на камнях со все большим сечением.

Натуральные или синтетические?

Среди владельцев опасных бритв не утихают споры о том, какие камни лучше использовать для заточки своих инструментов: синтетические или натуральные. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Долгое время лучшими считались камни, произведенные в Бельгии и Германии. Это натуральные камни, изготовленные из сланца. Их даже называли некогда «бритвенные камни». Но прогресс не стоит на месте и может предложить нам альтернативные варианты. В последнее время становятся все более популярными синтетические камни японского производства. Чем они лучше и чем хуже?

1. Подумайте о том, что может предоставить нам природа, и что - станок для изготовления синтетических камней. Сланец может быть местами неоднородным, иметь разную зернистость, выходить постепенно из строя, что будет приводить к менее качественной заточке раз за разом. К сожалению, природа даже не предполагала, что создает камни для заточки бритв, потому в ее планах не было сделать их идеальными.
Синтетический камень для заточки опасной бритвы изготовлен как раз для этой цели, поэтому имеет оптимальные характеристики. Потому при качественном подходе к изготовлению таких камней, получаются однородные образцы без уплотнений, возвышений или небольших впадин.

2. Опытные специалисты в заточке все же склонны выбирать камни, созданные природой. Они говорят, что использование опасной бритвы, заточенной на таких камнях, гораздо комфортнее.

3. Использование естественных камней - это настоящая дань традиции. Вы будете точить свой инструмент для бритья так, как делали это ваши предки.
Какой из камней выбрать, решать только вам. Все же для новичков мы рекомендуем синтетические камни, которые легче в обращении.
Альтернатива
Современный рынок готов предложить нам альтернативные варианты исполнения камней для заточки опасных бритв и вообще другие способы, которые вам предстоит оценить. Мы настоятельно рекомендуем вам попробовать каждый из них в отдельности, чтобы понять, какой подходит конкретно вам. Нужно чтобы процесс заточки приносил максимум комфорта и удовольствия.

Водяные камни

Чаще всего такие камни применяют для заточки деревообрабатывающих инструментов. Однако для опасной бритвы он тоже подходит. Использовать его следует для хонингования бритвы (очень грубой заточки), когда инструмент уже не работает, как подобает.

Водяные камни также бывают синтетическими и натуральными. Чаще всего в состав таких изделий входят алюминий, карбид кремния и керамика. Перед использованием камень нужно обильно смочить. Купить камни для заточки опасных бритв нужно по размеру самого инструмента. Старайтесь, чтобы длина бритвы не была больше ширины камня. Лучше приобрести водяной камень с небольшим запасом, чтобы наверняка качественно наточить свой инструмент.

Керамические хоны

Это старомодные камни для заточки опасных бритв, купить которые вы все еще можете в простых магазинах, но придется поискать. Можно приобрести отечественные изделия с алмазным напылением. Такие камни получили название «стержень мясника». Они значительно нежнее, чем водяные камни, поэтому могут использоваться для мелкой обработки режущей кромки.
Как правило, это очень маленькие оселки, которые дают по-настоящему качественный результат. Подходят для сухой работы. Вы можете также смочить такой камень. Все зависит от того, насколько вам комфортно работать тем или иным образом.

Мелкоабразивная крошка или наждачная бумага

Этот способ можно попробовать только ради эксперимента, так как он вряд ли вам понравится. Наждачная бумага нуждается в частой замене, хоть и стоит недорого.
Как определить, что бритва наточена

Новичку бывает очень сложно определить, что режущая кромка бритвы доведена до идеала и пригодна к использованию. Существует два эффективных способа, позволяющих определить, насколько остра ваша опасная бритва. Для этого можно использовать волос на весу или микроскоп. Лучше комбинировать их.

Для начала попробуйте разрезать волос на весу своей опасной бритвой. Можете сделать это на руке, не касаясь кожи. Если бритва срезает волоски, значит, ее можно использовать. Далее посмотрите на нее под микроскопом. При увеличении в 500 крат режущая кромка должна быть зеркальной и иметь лишь небольшие пятна и царапины.

Распространенные ошибки в использовании камней для заточки

Когда вы только начинаете использовать камень опасной бритвы, и еще не получили опыта заточки, вы можете столкнуться с несколькими интересными эффектами и ошибками. Чтобы быстрее научиться доводить режущую кромку до идеала, мы рекомендуем вам избегать ошибок, которые перечислены ниже.

Резкая боль в руке

Вы работаете с бритвой один час, второй, четвертый, и вот она доведена до идеала, режет волос на лету! Помните о том, что вы очень долго работали, потому будьте готовы к тому, что отдельные пальцы или кисть целиком может сковать спазм. Он проявляется резкой болью.

Боль возникает не в процессе заточки, а после него. В течение вечера мы не рекомендуем вам переносить хрупкие предметы в руках, держать детей и животных на руках, потому что из-за резкой боли вы можете их уронить. Также не стоит бриться сразу после заточки. Это может привести к травмам. А если вы уроните бритву, то это обернется сколами и лезвие придется точить заново или даже приобретать новый инструмент. Многие считают, что нужно обращаться к врачу из-за таких вещей. Дело в том, что спазм нельзя предугадать. Новички должны быть готовы к такому эффекту.

Вдоль лезвия и по кругу

Несмотря на все уважение к тем людям, которые учили вас точить кухонные ножи и другие режущие инструменты, вы должны смотреть на факты и использовать камень для правки опасных бритв правильно. Вы должны четко представлять, какие процессы происходят с режущей кромкой из-за тех или иных манипуляций с камнями. И первое, что нужно знать - это то, что любой камень оставляет на режущей кромке царапины, вплоть до финальных стадий обработки.

Когда вы совершаете движения режущей кромкой по камню поперек, это позитивно влияет на остроту бритвы. Борозды будут поперек лезвия. В таком случае бритва выдержит много нагрузки при рубке, резке и строгании и не затупится очень долго.

Нельзя сказать, что круговые и продольные движения не приведут к тому, что бритва станет острой. Однако останется она таковой ненадолго. Дело в том, что продольные борозды создают утончения в некоторых местах. Это приводит к тому, что бритва постепенно обламывается в ослабленных местах. «Где тонко, там и рвется». При таком подходе вам придется очень часто использовать камень опасной бритвы.
Допустимо применение круговых и продольных движений на неабразивных камнях, которые не срезают режущую кромку. Такой камень опасной бритвы предназначен для упрочнения инструмента.

Не давите!

Чрезмерное давление на инструмент - распространенная ошибка новоиспеченных обладателей опасных бритв. Здесь важно соблюдать градацию. В самом начале заточки при грубой обработке режущей кромки давление на бритву должно быть значительным. При последующем использовании бритвы вы должны постепенно уменьшать давление. На финальных стадиях бритва должна давить на камень только под тяжестью собственного веса. В отдельных случаях даже это давление следует уменьшить.

Прочему это так важно? Дело в том, что при большом давлении бритва прогибается, а вы обрабатываете не кончик режущей кромки, а участки, находящиеся немного выше. Это не приведет к положительному результату и может испортить бритву при особенном усердии.

Внешний вид или эффективность?

Даже специалисты часто используют изоленту или другие прослойки, когда применяют камень для правки опасных бритв и их заточки. В краткосрочной перспективе это не приведет к серьезным проблемам. Однако после 10-15 таких заточек бритва будет работать все хуже и хуже. Почему? Потребуются объяснения.

Изолента и другие прослойки используются для того, чтобы не повредить абразивными материалами обушок бритвы. Эта мера способствует тому, что бритва выглядит эстетично, на ней не остается шероховатостей, сохраняется зеркальная чистота. Но используя такие приспособления, вы нарушаете геометрию инструмента. Он уже изготовлен так, чтобы каждый смог наточить его, не прибегая к использованию других материалов и инструментов, кроме камней.

Когда вы используете изоленту, вы изменяете угол заточки. Он становится тупее. Соответственно, сама бритва с каждым разом становится все тупее и тупее, несмотря на то, что вы используете микроскоп для контроля ее состояния и другие ухищрения. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем пользоваться изолентой.
Использование некачественных абразивных материалов
Новичку достаточно сложно купить камни для опасных бритв и не ошибиться в выборе. Если вы приобретаете дешевый камень низкого качества, вы рискуете не просто не достичь желаемого результата, но и испортить бритву. Такие изделия продаются на каждом шагу по ценам от 20 до 200 рублей. Как правило, они произведены в Китае.

Определить, что абразивный камень не подходит вам, не так просто. Для начала посмотрите на ценник. Хороший инструмент не может стоить слишком дешево. После приобретения протестируйте камень на чем-то менее нежном, чем опасная бритва. Возьмите кухонный нож и попробуйте его поточить. Если в процессе от камня откалываются зерна или они располагаются на нем небольшими скоплениями, то его можно выбросить, «купив себе ума» таким образом.

Чем же так плохи откалывающиеся зерна? Они могут быть просто фатальными для режущей кромки! Откалываясь, они начинают кататься между поверхностью камня и режущей кромкой. Это приводит к повреждениям лезвия и серьезным сколам. Естественно, это негативно сказывается на остроте.

Выравнивайте камни!

Очень редко можно встретить идеально ровный камень, который станет верным другом вашей опасной бритве. Поэтому любой камень, будь он только из упаковки или старый, доставшийся вам еще от прадеда, стоит выровнять перед использованием. Исключением будут камни марок DMT. Но и среди такой продукции встречаются кривые товары, нуждающиеся в доводке.
Доводка - достаточно сложный процесс. Он может осуществляться при помощи другого камня более мелкого сечения или специальных инструментов. В этом вопросе лучше не рисковать лишний раз и обратиться к специалисту.

Очистка перед использованием

Во время хранения камни покрываются пылью. Частички пыли хоть и малы, но служат дополнительным абразивом, который мешает в работе. Смахивайте рукой весь мусор с камня, как перед использованием, так и работе. Водяные камни своевременно промывайте и смачивайте, чтобы добиться максимального результата.

Если вы будете бережно относиться к камням для заточки опасных бритв, купить которые можно в нашем сертифицированном интернет-магазине, то ваш инструмент будет радовать вас каждый день остротой и эффективностью. Не совершайте типичных ошибок и не прекращайте совершенствоваться!

У меня есть советский брусочек для доводки опасных бритв. Как я выяснил потом, он из черного сланца. Работает довольно тонко. Китайский камень оказался несколько грубее, но для работы с ножами вполне пригоден.
С его помощью, немного затупившийся клинок можно сделать вновь бритвенно острым.

Сразу начну с того, что далее будет голимый П.18.
Увидел в магазине два натуральных камня 5000 и 10000 грит. Стало любопытно, попросил, отправили. При покупке за свои, возможно, я бы не был таким решительным и смелым:) Я даже не знал, что получу сланец. В описании написано довольно расплывчато - Natural pulp stone.
Теперь, закончу оправдываться и начну собственно обзор.
Посылка с двумя камнями была очень увесистой, примерно 2 кг.
Пупырчатый пакет, внутри него две картонных коробки обмотанных вспененным полиэтиленом.
Коробки отличаются только наклейками со штрих-кодами.


Внутри брусок был помещен в очередной пупырчатый пакетик и защищен сверху и снизу резиновыми подложками. Для транспортировки хорошо, а вот для сохранности резиновых подставок плохо. Они растянулись, надорвались и в итоге, на голом камне совсем не держатся.


Вот так выглядит брусок в рабочем положении на одной подставке.
Длина самого бруска 178 мм, ширина 58.5 мм, высота 30.8 мм.


Давайте посмотрим на лицевую сторону камня.


Радует, что она без явных следов от распиловки.


А вот наличие коричневых включений в структуре камня теоретически может быть проблемой.


Углы у камня прямые, при желании можно потом снять фаски.


Теперь посмотрим на обратную сторону.


Поверхность тоже более-менее ровная. Но вдоль всего камня идут три подозрительные светлые полоски.






Теперь давайте посмотрим на боковую поверхность. Видны небольшие следы от распиловки камня.


Можно заметить, что слой с включениями поверхностный и не уходит далеко.


Посередине вообще включений нет.


Но на другом конце камня заметна крупная прожилка.


На старом черном сланце я пробовал доводить клинки и с водой и «насухую». Попробовал и на новом камне без воды поработать. Поэтому он в небольших царапинах.


На фото хорошо заметна разница в цветах между черным и серым сланцами.




Черный сланец я раньше выравнивал на мокрой наждачной бумаге, получилось хорошо и быстро.
Решил, что серый, получится и на матированном стекле выровнять.
Нанес карандашную сетку.


Смочил камень и начал выписывать «восьмерки» на матированном зеркале. Довольно скоро появилась суспензия.


По исчезновению сетки можно наблюдать прогресс по приближению к плоской поверхности.


Вот только прогресс оказался слишком долгим. Я возюкал камень по стеклу дольше трех часов, а дальше вот этого не ушел.


Камень ощутимо «присасывался» к стеклу, и чтобы его сдвинуть приходилось прилагать значительные усилия. В результате, через час работы я получил неприятный сюрприз. Угол камня откололся.


Тут до меня дошло, что светлые полоски на поверхности - это трещины. Посмотрите на фото выше, где я писал про прожилки. Там уже можно наблюдать будущее место излома. Вода легко впитывалась через трещины, возможно это тоже оказало влияние.
Я надеюсь, отколотый угол получится приклеить обратно. Не знаю, каким клеем лучше для этого воспользоваться. На Ганзе рекомендуют эпоксидку с наполнителем.
Чтобы быстрее закончить работу по выравниванию я решил купить большой кусок водостойкой наждачки. Меня бы устроила обычная белгородская «нолевка». Но к моему большом недоумению, такой элементарной вещи в близлежащих хозяйственных магазинах не нашлось.
Хорошо у меня есть запасы. Порылся и нашел лист Mako.


Тут дело пошло гораздо веселее. Прошло 5 минут, а вся наджачка уже в суспензии.


Готово.


На мокром камне хорошо заметны трещины. Также можно рассмотреть золотистые включения.


Заодно и другую сторону мокрой сфотографировал. Из-за скола, бывшая лицевая сторона, стала обратной.


Еще немного повозюкал камень по матированному стеклу и вот что получилось.


Видно, что остались небольшие царапины, по-хорошему, надо было еще поработать на более мелкой наждачке.

На торце видны трещины. Очень надеюсь, что камень у меня не расколется по ним на две половины.


В середине поверхность получилась вполне гладкой.


Перейдем к тестированию.
Я всегда считал сланцы камнями для финишной доводки, наводящими зеркальный блеск. Но перед обзором выяснил, что это далеко не так. Даже советская промышленность выпускала оселки для правки опасных бритв, а также отдельно более грубые сланцевые оселки для доводки режущей кромки инструментов.
Неплохие советы по работе со сланцами, я утянул вот отсюда
При работе на сланцах, главными условиями хорошего результата являются:
1) перед доводкой на сланце нож должен быть уже хорошо заточен и слегка доведен на не слишком крупном зерне, около 3000 grit. Заусенец от предыдущего зерна должен быть убран. Сланец хорошо работает только на финишной доводке.
2) поверхность сланца должна быть предварительно доведена до минимальной шероховатости, какую только можно получить, довести можно. Но как правило эти бруски доведенные, готовые к работе.
3) при доводке кромки на сланце давление должно быть минимальным. Нож ни в коем случае не должен процарапывать поверхность сланца, и если это все-таки происходит, то уменьшайте давление до тех пор, пока не будут оставаться на поверхности сланца едва заметные блестящие следы металла, а сама поверхность оставаться при этом совершенно гладкой.
4) обязательно нужно увлажнять поверхность камня чистой или немного мыльной водой.
5) полезно будет перед началом работы слегка навести суспензию притерев поверхность камня другим кусочком того-же сланца, дело не только в суспензии, но и в притирке, это улучшает доводочные свойства поверхности камня

Сначала давайте попробуем оценить чистоту работы камня. Сразу скажу, без большого опыта и наличия микроскопа, все получается весьма по-дилетантски. Но я стараюсь как могу.
После испытания предыдущих абразивов у меня есть резак из старого надфиля заполированный до зеркального блеска.


Однако при ближайшем рассмотрении выявились многочисленные продольные и поперечные царапины.


Смачиваем сланец водой и пробуем немного поработать.


Чтобы были заметны риски, я делал движения по диагонали.
В итоге, риски равномерные, но поверхности металла до зеркальности далеко. Появились еще какие-то белые пятна. Камень явно не для финишной обработки поверхности.


Сравним с советским черным сланцем.


Работал тоже по диагонали, но под углом в 90 градусов к предыдущим рискам.
Металл начал зеркалить. Поверхность ощутимо чище.


Перейдем к практическому тестированию.
Y-Start Jin02 немного затупился, предплечье не бреет, газету режет неуверенно.


Приступаем работе.


Если точить «насухую», то клинок снимает с камня серую мучнистую массу.


Но я работал как рекомендовано, с водой.
Быстро появилась обильная суспензия.


Буквально 10 мин и нож задорно бреет.

Осторожно волосы!


И режет газету на весу.


Риски от заводской заточки никуда не делись. Подводы немного отшлифовались у кромки.




Попробовал заточить нож со сталью VG-10 основательно затупившийся после канатного теста.


Но дальше реза офисной бумаги продвинуться не удалось.


Давайте подводить итог .
Несмотря на то, что камень несколько грубоват для сланца, работает он вполне неплохо. На нем вполне можно доводить ножи. С опасными бритвами, работать скорее всего не получится.
Цветные включения при работе на камне никак не чувствовались. Мне кажется, они не мешают.
Крайне неприятно было выявить наличие трещин, и что камень раскололся. Сложно сказать, трещины сразу были на камне или появились во время доставки. Но могу сказать, что подверженность скалыванию это общая проблема для камней из сланца.
Если обзор будут читать специалисты с большим опытом, надеюсь они помогут определить, не похож ли камень на гуанси. На некоторых фото есть очень похожие экземпляры.
На этом все.
Спасибо за внимание.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +9 Добавить в избранное Обзор понравился +52 +72


Дата: 19.05.2016
Тема: Заметка N79. Обзор тонких абразивов на примере заточки бритв

Данный материал является производной от тех планов и идей, которые появились летом 2015 года. На тот момент были мысли о том, что было бы неплохо на примере отечественной советской бритвы и абразивов времен СССР, попробовать воспроизвести то, что могли из опасных бритв выжать прадеды, деды и, отчасти, отцы. Из моих предков опасной бритвой, доподлинно известно, пользовался только один мой дедушка до тех пор, как в продаже не появились электрические бритвы. Сам помню его только с электробритвой “Эра”, которая была популярна во времена моего детства и такими бритвами брились почти все вокруг.

Не открою ничего такого, что уже неоднократно не обмусолили или не обсудили на разных форумах. Далее только один опыт человека, который увлекся заточкой и заточкой опасной бритвы в том числе. На этом личном опыте я убедился в том, о чем и так говорят. Только не всегда есть доверие к этим словам и хочется убедиться в сказанном лично. По этой причине нет и ожиданий, что мой опыт вызовет доверие. Доверие нужно еще заслужить. И, каждый идет своим путем. Но, надеюсь, что этот материал поможет кому-то сэкономить время, силы, нервы и деньги.

В течении года были куплены несколько новых бритв времен СССР, а также определенный набор различных абразивов, которые позиционируются как бритвенные.

Например, бритвенный оселок из микрокорунда.

Или такой замечательный экземпляр белорецкого кварцита, более известного как белоречит.

А также набор из пасты ГОИ. Паста была купленная новодельная, но некоторые искушенные товарищи компетентно утверждают, что нынешняя паста ГОИ уже не та, что была при советах. Подтвердить это или опровергнуть не берусь. Но и упомянутая паста не станет героиней этого повествования, в силу определенных причин.

Заметка откладывалась, т.к. сначала сложилось так, что я решил снять , а идея на собственной физиономии испытать все то, что испытывали деды, как-то ушла на задний план и была отложена. К ней особо и не возвращался, но абразивы был куплены, плюс ко всему появился внушительный брусок китайского камня Гуанси, на который мной возлагались большие надежды.

С этим арсеналом и парой тестовых опасных бритв я и выехал открывать дачный сезон 2016 г. в самом конце апреля. А по результатом тестирований было решено создать небольшой рейтинг бритвенных финишных абразивов и зафиксировать полученные результаты.

Первым пошел советский оселок для правки бритв из микрокорунда. Проверив его металлической линейкой, выявил небольшое седло и решил его подровнять. Ничто не предвещало. Быстро подровнял его на 220 порошке карбида кремния, но как только перешел на 400 фракцию, началось самое интересное. Вместо того, чтобы шлифовать поверхность оселка, на нем начала образовываться тонкая рыхловатая пятнистая пленка, которую можно было стирать с камня начав тереть его пальцем. Как не бился, ничего путного не выходило. Пробовал 600 шлифзерно карбида кремния, результат аналогичный. В итоге вернулся на 220 порошок, который отлично снял “коросту”, но оселок по ощущениям стал очень грубым по сравнению со второй заводской стороной. Попробовал попритирать его на наждачной бумаге. Тут дело пошло бодрее. Прошелся бумагой 600, 1200, 1500 и затем 2000. Результат, в общем, оказался соизмерим с тем, что было от производителя, но плюс минус. Скорее минус мне. С этим абразивом завершил подготовку. Это был какой-то первый непонятный и неудачный опыт притирки на карбиде кремния. Вот что в результате вышло с той стороны, которую я доводил.

А это заводская доводка от производителя.

Инструкция к оселку из микрокорунда говорит, что его следует использовать с мыльной водой. Так и поступил. Сначала начал работать на своей стороне, той, которую предварительно притер. Поработал некоторое время на тестовой бритве (а она была прилично заточена и доведена до приемлемого бритья). Посмотрел на результат и ужаснулся. Получаемые риски были видны невооруженным глазом. Сменил сторону оселка на ту, что была с заводской доводкой. Начал работать на этой стороне. Ситуация немного улучшилась, но совсем незначительно. Для себя сделал вывод, что никакого желания даже пробовать бриться такой бритвой у меня не будет. Провел один раз бритвой по щетине и ощутил всю жесткость и резкость бритья. На этом с оселком пробы завершил. В моем рейтинге финишных абразивов для бритв отдам этому оселку последнее пятое место.

Вторым шел белорецкий кварцит. Красивый такой и приятный на ощупь камень, с советской синей печатью. Лежал он у меня давно и было желание его испробовать именно на бритве. Оценил размеры камня. Когда его заказывал и покупал, думал, что он будет больше, а приехал совсем малыш. Но когда положил его на ладонь и начал подтачивать бритву, то понял, что мне нравится такая форма и размер. И не тяжело, и бритва скользит по камню весьма уверенно.

Иначе взглянул на такой формат камней в применении к бритве, хоть долгое время считал наиболее удобными камни, которые шире полотна бритвы. Тут конечно момент для рассуждений, т.к. если работать с суспензиями нагур, то, наверное, предпочтительнее широкий камень. А вот на доводочных этапах и на правке, когда работаешь на камне только с водой или маслом, то ширина уже не имеет такого значения, но удобство и контроль за работой становятся куда важнее. Это было за здравие белоречита. Теперь за упокой. Риски от моего экземпляра также оказались видны без оптики, что говорит о том, что камень достаточно грубый и на роль доводочного для бритв не подходит. Есть варианты поиграться с доводкой камня на разном шлифзерне, но тратить на это время пока не хочется. Ставлю белоречит на предпоследнее или четвертое место в своем рейтинге.

Какие выводы были мной сделаны исходя из двух предыдущих опытов заточки? Что абразивов этих недостаточно, чтобы поддерживать бритву в приличном состоянии. И хоть в инструкции к оселку из микрокорунда говорится, что бритву после него следует довести на брезентовой стропе, а затем на коже, что-то подсказывает, что перед ними следует вставить пастированные ремни (например, с пастой ГОИ). Подобное видимо и практиковалось ввиду труднодоступности более тонких абразивов. Делать этого не стал, т.к. подобный процесс и последующий результат мне уже был не интересен.

Чуда не произошло, но надежда все таки была, что не все так плохо было с отечественными тонкими абразивами. Также были сомнения в идеализации определенных абразивов из разных концов света и мысли о принижении возможностей абразивов, добываемых или производимых на территории СССР. Они и развеялись. Есть еще байкалит. Недавно появились ушлые дельцы, которые под его видом начали торговать чем-то похожим. После небольшого скандала и прений, что-то стали называть его туффитом или байкалитом-туффитом или как-то еще. За баталиями дельцов наблюдать перестал и чем все закончилось, не в курсе. Нечто подобное у меня есть в формате для заточного приспособления формата Apex, но при заточке ножей ничего особо выдающегося оно не показало.

Этот камень у меня работал при заточке ножей наверное тоньше, нежели белоречит или микрокорундовый оселок на бритвах. Можно было бы попробовать этот камень на бритве, но не в этот раз. И не взял его с собой, и формат у него не тот. Покупать под бритвы точно уже не стану.

На третье место поставлю черный арканзас (Black Arkansas).

Копий тут наломано много и дискуссий через край. Арканзасы конечно отличаются друг от друга. У меня в наличии свежедобытый от компании Dan"s. Притерт на порошке карбида кремния 1000-ой фракции. Могу сказать, что на этом камне была моя первая заточка, после которой я смог более менее сносно побриться. Но, регулярно можно встретить мнения, что бритва после черного арканзаса достаточно агрессивна. Зубчик на кромке заборист, а бритье такой бритвой, как говорили раньше, “беспокоит”. Техника заточки на арканзасах, да и сами камни, могут различаться. Можно встретить и вполне лестные отзывы о том, что на арканзасе бритва прилично финишируется. Опровергать эти мнения не является моей задачей, но и попытки выжать из своего арканзаса заточку до приличного бритья я оставил. Желания искать другой арканзас у меня нет. Для ножей же – черный арканзас один из лучших финишных камней, на мой вкус. Но для бритвы – на любителя. Ставлю этот камень на третье место, ввиду достаточно агрессивной кромки после доводки на нем.

Гуанси (Guangxi). Камень природный и из Китая. По отзывам – большая лотерея купить приличный экземпляр. Т.к. камень природный, то он по структуре и по характеру работы может различаться от пласта к пласту. Но, он достаточно тонок. Те включения, которые в нем встречаются, например рыже-коричневого цвета, имеют мягкую структуру (по описаниям породы - это окаменелые остатки древних растений) и на заточку они не влияют.

Мой экземпляр Гуанси доведен на 1000 порошке карбида кремния. Камень был больше, но в процессе выравнивания в нем была обнаружена серьезная трещина и его пришлось укоротить . По впечатлениям и учитывая мою технику заточки бритвы (когда камень на руке), даже такой наладонный вариант слишком увесист и неудобен. Рука устает. Нужен минимум вполовину меньшей толщины. Стало понятно, зачем некоторые продавцы их пилят, чтобы сделать тоньше минимум в два раза. С этим камнем ставил дополнительный эксперимент, отказавшись на ранних стадиях заточки от синтетических абразивов. Сейчас использую сет из твердой Norton Washita, доведенной на 400 порошке КК и черного арканзаса из этой заметки выше. Особо не вылизываю этим двумя камнями бритву, но, по результатам, ей со скрежетом можно побриться. А потом перехожу на нагуры. В данном случае на Гуанси и нагуры. Я использую нагуры, атрибутированные Асано (Asano Nagura).

Когда работаешь с нагурами, то особых отличий от работы на других основаниях-хонзанах, особо не заметны, но они начинают проявляться в моменты разбавления суспензии нагур в процессе работы. По ощущениям бритва как бы начинает проскальзывает по камню Гуанси как ладонь по мылу. Возможно, Гуанси можно было бы довести чуть грубее, но желания такого нет. В итоге, процесс заточки и доводки несколько растягивается, если сравнивать с японскими натуральными камнями. В особенности это ощущается на этапе доводки, когда работаешь уже на чистом камне без использования нагур. Если не очень понятна технология заточки с нагурами, то она подробно описана в статье по методике Ивасаки. Как я это делаю сам, показал в фильме . На своем опыте убедился, что Гуанси достаточно специфический и медленный камень. Но, в итоге эффект легкого залипания/притормаживания доводимой бритвы на камне присутствует. В общем, камень этот вполне годится, чтобы стать основанием для нагур, а также для финиширования заточки бритвы. ПО совокупности - Гуанси занимает второе место.

С первым местом определиться очень трудно. С одной стороны – это твердые японские натуральные камни, с другой, тюрингийский шифер (а вот мягкий или твердый - вопрос). Причем достаточно дешевый японский камень Шобудани дает у меня результаты финиша соизмеримые с финишем на атрибутированном японском натурале Накаяма Марука (тоже не таком дорогом). Оба притерты на 1000 порошке карбида кремния. Есть рекомендации, заканчивать притирку таких камней не на свободном зерне, а на чем-то из тонких синтетических водных камней. У меня таких в наличии нет, поэтому довольствуюсь тем, что есть. А именно, порошком карбида кремния. Накаяма Марука была притерта на тонком синтетике предыдущим обладателем. После я ее доводил уже сам на карбиде кремния. Особой разницы в работе этого камня после одного и другого типа доводки, что-то не ощутил.

Мой первый японский натуральный камень Шабудани (Shoubudani).

А это Накаяма Киита Марука (Nakayama Kiita Maruka). Кода-то камень был вставлен в короб, но я его оттуда выкорчевал, т.к. предпочитаю затачивать бритву держа камень в руках.

Следом идет экспортный тюрингиец.

Аттрибутирован он, к сожалению, не Эшерами (J.G. Escher hones). Продавец, да и скупые описания из Интернет подсказывают, что мой камень из серии и типа, которыми торговал S.R. Droscher. Бритвы, которые финишировали на “Эшере”, у меня были. И разницу финишей сравнить таки удалось. Если разница и есть между ними и моим тюрингийским камнем, то она, на мой вкус и физиономию, весьма ничтожна. Камень притерт на 1000 порошке карбида кремния. Рекомендовали его притирать не выше 600 фракции, но не удержался, довел на 1000. Результат пока устраивает и лишний раз карябать камень нет желания.

Определиться, какой финиш мне больше нравится, на японском натуральном камне или на тюрингийце, пока не могу. На последнем может быть не очень устраивает то, что вода на нем не лежит тонкой пленкой, а собирается в лужицы во время работы. Грань же в доводке настолько мала и размыта, а условия тестирования различаются (то бритвы разные, то лицо подготовлено по-разному, то щетина разной длины) и уловить эту грань пока что для меня крайне затруднительно. Нравится и то и другое, но все еще хочется найти что-то еще лучше, еще тоньше, еще комфортнее.

Подводя определенный итог этого личного рейтинга, могу сказать, что если интересует бюджетная заточка и доводка бритвы – то это набор из Гуанси и Асано нагур. Если хочется некоторых изысков и большей скорости работы, то тут набор из японского натурального камня и Асано нагур. При этом нет особого смысла гоняться за атрибутированными камнями, которые особой тонкости и качества финиша не дадут, а будут иметь скорее коллекционную ценность и интерес. Ну а для выпендрежа, можно в арсенал добавить тюрингийцев и разнообразить финиш заточки бритвы. Единственный недостаток тюрингийцев на фоне гуанси и японских натуралов, что эти камни именно финишные. Гуанси и япнаты в сочетании с Асано нагурами, дают больший диапазон в заточке и доводке, нежели голый тюрингиец. Его нагурами не укомплектуешь. Можно конечно попробовать и с нагурами, только рука не поднимается, поэтому придется подбирать целый сет камней, чтобы выжать аналогичное, что позволяют давать Асано нагуры с твердым камнем-основанием (который называют аваседо или хонзан).

Оптимальным наверное будет японский недорогой натуральный камень и набор из Асано нагур. Остальное - уже тонкости и изыски, которые смогут по достоинству оценить только увлекающиеся заточкой и опасным бритьем люди.

Но, камней для заточки и доводки бритв еще хватает. Возможно, если будут средства и желание, буду пробовать другие варианты и дополню эту заметку.

Читайте также: