В чем главные отличия между керамикой, фарфором и фаянсом? Что практичнее? Чем отличается фарфор от керамики? Из чего делают фаянс

Посуда изготавливается из самых разных материалов - стекла, керамики, дерева, фаянса, фарфора и даже пластика. Наиболее востребованными считаются изделия, для производства которых был использован фарфор, фаянс и керамика. Многих интересует вопрос о том, как отличить эти материалы друг от друга, а сделать это несложно.

Фарфоровая посуда


Фаянс и фарфор - отличия материалов:
  1. Фарфор - это керамика, которая характеризуется непроницаемостью для воздуха и воды, но в то же время имеющая незначительную толщину. Что же такое керамика? Ответ прост - это материал, который производится путем спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Что касается самого фарфора, то его основными составляющими считаются каолин (глина), полевой шпат и т. д. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом. На поверхности фарфора невозможно увидеть поры, так как таковые отсутствуют. Это и обеспечивает прочность фарфора, делающего его идеальным сырьем для производства посуды.
  2. Фаянс - это материал, который своими свойствами напоминает фарфор, однако фаянсовое изделие, в отличие от фарфорового, будет иметь мелкие поры. Чем отличается фарфор от фаянса? Последний поглощает определенное количество влаги (около 12%), в то время как для фарфора это свойство нехарактерно. Фаянс на 85% состоит из глины, чем и объясняется свойство материала к поглощению воды. Именно по этой причине все изделия из фаянса покрывают глазурью.

Фарфор и фаянс: виды

Прежде чем разобраться, как отличить фарфор от фаянса, следует узнать о видах этих материалов. Существуют такие виды фарфора:

  1. Твердый: получают путем двойного отжига под воздействием температуры от 1350 до 1450 градусов, что позволяет получить сверхпрочный материал для изготовления посуды. Условно твердый фарфор делят на такие виды: хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп твердого фарфора, то условно выделяют европейский (в его составе преобладает глина) и восточный (обжигают его при более щадящем температурном режиме, а сам фарфор содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают благодаря обжигу при температуре до 1350 градусов. Его цвет и характеристики во многом напоминают твердый фарфор, однако мягкий материал больше поддается воздействию перепадов температуры. Весь мягкий фарфор делят на европейский, французский и английский.

Что касается фаянса, то он бывает:

  • глиноземным;
  • шамотным;
  • известковым;
  • полевошпатовым.

Не секрет, что фарфор стоит дороже по сравнению с фаянсом, чем и пользуются недобросовестные продавцы изделий, изготовленных из этих материалов. Чтобы не попасться на уловки обманщиков, следует узнать, чем могут отличаться эти виды сырья для производства посуды.

Фаянсовый лебедь

Отличия

Фарфор или фаянс - как их различать:

  1. Следует взять изделие (это может быть кружка, тарелка, статуэтка и т. д.) и обратить внимание на его ободок. Если краешек, не покрытый глазурью, имеет белый цвет, то высока вероятность того, что рассматриваемое изделие произведено из фарфора.
  2. Затем тестируемый предмет следует рассмотреть на свету. Если он просвечивается, то это свидетельствует о том, что для его изготовления был использован фарфор. Что касается фаянса, то у него подобная характеристика отсутствует. Если проверяется объемное изделие, то следует обратить внимание на его дно. Отсутствие на нем глазури будет говорить о том, что изделие произведено из фарфора.
  3. Следует взять изделие и слегка ударить по нему металлическим предметом. Фарфор издаст чистый и звонкий звук. Что касается фаянса, то звук, исходящий при ударе об него, будет приглушенным.
  4. Со временем фаянс может терять свою привлекательность - на изделиях из такого материала образуются трещины. Для фарфора это явление нехарактерно.
  5. Можно оценить вес изделия. Если оно небольшое, но достаточно тяжелое, то это будет свидетельствовать о том, что изделие произведено из фаянса.
  6. Изделия из настоящего фарфора не покрываются краской, так как она искажает натуральный белый цвет материала. Посуда из фаянса практически вся цветная и пестрая.

Посуда и предметы декора из фарфора, в отличие от фаянсовых, имеют высокую стоимость. Чтобы не ошибиться при покупке фарфоровых изделий, предпочтение стоит отдавать товарам, предлагаемым под известными брендами.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФАЯНСА

Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.
Неповторимая посуда из фаянса в Интерьерном бутике COTE TABLE, ул. Пушкинская 61.

Как отличить фаянс от фарфора?
Неспециалист может с легкостью отличить фаянс от фарфора, зная основные свойства этих таких разных керамических изделий. При постукивании по фарфору он издает звонкий звук, фаянс - глухой. Даже тонкий фаянс никогда не просвечивает, тогда как тонкий фарфор просвечивает. На дне фарфорового изделия обязательно будет неглазурованный ободок, так как фарфор обжигают два раза, после первого обжига покрывают глазурью, и, чтобы изделие не прилипло к подставке, счищают слой глазури с донышка.
В заблуждение может ввести кракелюр, который является признаком старого фаянса, но не свойственен фарфору. Однако, из этого правила есть и исключения. Цек глазури - это сеть мелких трещин, возникающая в двух случаях - при несовместимости состава глазури, свойств черепка и температуры обжига, либо на мягком фарфоре. Из-за высокого водопоглощения мягкого фарфора спустя время глазурь даёт этот самый цек. Кракелюр у фаянса возникает по тем же причинам.

Фаянс непрозрачен


Фарфор просвечивает


На изломе фаянс пористый, цвет от белого до кремового.


черепок фарфора на изломе плотный, от белого до сероватого цвета


Фаянсу свойственен кракелюр.


Дно фаянсового изделия сплошь покрыто глазурью.

На дне фарфоровой вещички будет шероховатый неглазурованный ободок.

Простой горшечник, гончар, Палисси стал изобреталелем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии.
Палисси занимался фаянсом, эмалями, глазурью, выпустив в свет трактат "О гочарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне"(1580). Он изучил и опубликовал немало призводственных тайн и секретов, но оставил и свои: целый ряд рецептов его глазурей не раскрыты и по сей день.

Хабанская керамика XVII - XVIII веков из собрания Музея декоративно-прикладного искусства в Будапеште.
Хабанская керамика - фаянс, производившийся готарами-гуттерами в 16-18 веках в Моравии, Словакии и Трансильвании. В конце 18 - первой половине половине 19 века производство постхабанской керамики было налажено колонистами-гуттерами на Черниговщине, где впоследствии его традиции были продолжены и сохранены до 1920-х гг. их украинскими преемниками.
Название хабанская керамика происходит от слова «хабаны» (вероятно, словацкий вариант воспроизведения немецкого слова «Haushabener»).
Первоначально производство хабанской керамики было ориентировано на аристократические круги. Работа чаще всего исполнялась на заказ. Хабаны изготовляли многопредметные столовые сервизы, шарообразные широкогорлые кувшины с одной ручкой, цилиндрические и конусовидные кружки, граненые банки, миски, декоративные тарелки и подносы, солонки, парадную апгетную посуду, изразцы, кафли и т. д.
В ранний период основными мотивами декора X. к. являлись скромный растительный орнамент, геральдические изображения и надписи.
Информация: http://www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?m ..

1695

1726


1728

1655


1729

1687


1710

ПОСУДА

Милая незатейливая дигуэнская фаянсовая посуда с цветочным орнаментом в сине-красной цветовой гамме, выпускавшаяся в первой половине ХХ-го в. в бургундском городке Digoin, снова узнаваема и популярна. Во Франции была издана книга "Fleurs de Digoin" , авторы которой создали множество схем для вышивки крестом по мотивам дигуэнского фаянса. http://livbook.ru/book/hobby_remesla/10319-fleurs-de- ..


...вдохновленные цветами...роспись фаянса...
...Паула Колинз

Вполне самостоятельная тарелка английских производителей-Johnson Brothers.

Название компании происходит от имен её основателей:Альфреда, Фредерика Генри и Роберта.Вначале они специализировались на производстве прочной глиняной посуды,а потом,компания разработала продукт, известный как"semi-porcelain "-полу-фарфор,или фаянс.Эта посуда,имела характеристики тонкого фарфора, а служила,будто была сделана из железной руды. Такая посуда вскоре стала очень популярной в Соединенных Штатах благодаря своей долговечности и низкой стоимости.Начиная с 1889 года,и протяжении первой половины 20-го века,братья Джонсон,внесли немалый вклад в экономику Великобритании.
Вторая мировая война почти остановила производство и экспорт продукции.Но тяжёлые времена закончились,и послевоенный период ознаменовался новыми инновациями. Братья Джонсон даже получили Королевский орден, от королевы Елизаветы II и королевы-матери.А в 1950, проекты "Старые замки Великобритании» и «История Америки», стали очень популярными, и компания была дважды удостоена премии королевы за их вклад в британскую экономику.
Но всё хорошее,рано или поздно кончается,и в конце 1960-х,из-за роста конкуренции, растущих расходов на производство,снижения популярности,Johnson Brothers, ограничивают дальнейшее расширение. А в 1968 году(чтобы оставаться конкурентоспособными),решают присоединиться к группе Веджвуд(Coalport, Adams, Crown Стаффордшир)



Немецкий сервиз середины 70-х годов прошлого века, не использовался, отличный фаянс, раритет, завода изготовителя уже не существует(BES,FORTUNA), сервиз столовый на 12 персон

(франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) - разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.).

Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи - прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.

Прототипом фаянса являются изделия Древнего Египта ("египетский фаянс")
Изделия с черепком из красной глины, которые требуют покрытия белым ангобом, называют полуфаянсами (турецкие полуфаянсы).

Изделия из керамики, стекла , люстрирование - традиционный вид художественных ремесел народов арабских стран. Арабы привнесли это искусство в XI-XII вв. в Испанию (см. испано-мавританское искусство), а оттуда традицию расписных керамических изделий заимствовали итальянцы. Название "майолика" появилось в результате искажения слова Майорка - острова в западной части Средиземного моря, через который осуществляли ввоз испанской керамики в Италию.



В XVI в. одним из центров производства расписной итальянской майолики был г. Фаэнца . Изделия мастерских этого города вывозили в страны Центральной и Северной Европы, поэтому их и стали называть "фаянсами ". Помимо Италии в эпоху Возрождения изделия расписного фаянса изготавливали в Нанте, Ниме, Невере. Многие из этих образцов неотличимы от итальянских. В Руане в 1537-1557 гг. работал выдающийся мастер Массео Абакен.

Гордостью французского Ренессанса являются "фаянсы Генриха II» (см. Сен-Поршера фаянсы).

Между изделиями из фаянса и фарфора не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору. Западноевропейские мануфактуры долгое время производили и фаянсовые, и фарфоровые изделия. Однако по мере освоения новой технологии предпочтение отдавали фарфору.

В XVII-XVIII в. голландские мастера, подражая дорогим привозным изделиям из китайского фарфора, изготавливали собственные, из фаянса.
Шедеврами эпохи Неоклассицизма второй половины XVIii в. являются английские фаянсы мастерской Дж. Веджвуда. Успех подобных изделий привел к тому, что слово "фаянс ", как и "фарфор", превратилось в метонимию (переименование) одной из разновидности декоративно-прикладного искусства.
Изделия расписного фаянса производили французские мануфактуры в Париже , Сен-Клу, Лилле, Марселе, Мустье, Страсбурге.
В Германии действовали мануфактуры в Ансбахе, Байройте, Аугсбурге, Хёхсте, Фульде, Нюрнберге, в малых городках Тюрингии.
В Англии традиционным районом керамического производства было графство Стаффордшир (см. также глино-каменные массы; "тофтовские фаянсы").
В России производство фаянса из тонкой белой глины существовало в XVIii-XIX в. в подмосковной Гжели (см. гжельская керамика), в г. Скопи́не Рязанской губернии (см. скопинская керамика).
Существуют разновидности фаянсовой массы искусственно окрашенной в разные цвета. Изделия из майолики, или фаянса, покрытые слоем блестящей глазури, иногда условно называют "эмалированным фаянсом" (см. эмаль).

Каталог французской фаянсовой посуды Gien -

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фарфоровая статуэтка

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.


Фаянсовая посуда

Отличия

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Выводы сайт

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Читайте также: